Иеремия - библейский пророк, обличавший языческое нечестие и пороки
своего времени.
Методисты - члены одной из англиканских церквей, требующие
неукоснительного методического соблюдения церковных заповедей. Методистами
первоначально называли членов религиозного общества, основанного в 1729 г.
братьями Джоном и Чарльзом Уэсли и другими преподавателями Оксфордского
университета, отстаивавшими "живую практическую веру".
Содом и Гоморра - согласно библейской легенде, города в древней
Палестине, которые за грехи и разврат их жителей были разрушены огненным
дождем и землетрясением.
Огораживание - захват крупными землевладельцами общинных земель (XV-XIX
вв.), закрепленный рядом актов Британского парламента и приведший к
разорению свободных крестьян.
Anschlus - незаконное присоединение гитлеровской Германией Австрии в
1938 г.
Миксоматоз - острое вирусное заболевание кроликов, занесенное в Европу
в 1952 г.
"Долина спящих красавиц" ("Долина кукол", 1966) - роман современной
американской писательницы Жаклин Сьюзен, героини которого, занятые в
шоу-бизнесе, принимают в огромном количестве транквилизирующие препараты.
Кольридж Сэмюэль Тейлор (1778-1834) - английский поэт-романтик, критик
и философ, один из крупнейших представителей так называемой "озерной школы".
Одно из его произведений, неоконченный фрагмент "Кубла Хан" (1798),
представляет собой видение, вызванное, по свидетельству автора, действием
лауданума (тинктуры опия).
Босх Иероним ван Акен (ок. 1450-1516) - нидерландский живописец, в
творчестве которого изощренная средневековая фантастика, изображение
всевозможных уродств и пороков своеобразно сочетались с сатирической
тенденцией, смелой реалистической трактовкой народных типов.
Объективный коррелят - согласование эмоционального начала с объективным
изображением конкретной психологической ситуации - понятие, заимствованное
из эстетики англо-американского поэта и критика Томаса Стернза Элиота
(1888-1965).
...ходить стезями добродетели - цитата из официального молитвенника
англиканской церкви.
Ален Роб-Грийе (р. 1922) - французский писатель, один из
основоположников так называемого "нового романа" (см. примеч. к с. 393)
Ролан Барт (1915-1980) - видный французский литературный
критик-структуралист. Оказал значительное влияние на французский
неоавангардистский "новый роман".
... Общество, рожденное 1789 г., желает сражаться за Европу. Общество,
рожденное 1917 г., борется за мировое господство. Тотальная революция
завершается требованием всемирного владычества. И мы увидим почему.
Но пока это не свершилось, если это вообще должно свершиться, человеческая
история в определенном смысле является множеством следующих друг за другом
бунтов. Иначе говоря, поступательное движение, явно выраженное в пространстве, -
это лишь приближение к цели во времени. То, что в ХIХ в. именовали освобождением
человечества, извне представляется непрерывной чередой бунтов, выходящих за свои
пределы и стремящихся обрести свою форму в идее, но еще не ставших окончательной
революцией, которая упрочила бы все на земле и на небе. Даже поверхностное
изучение вопроса приводит к мысли о том, что речь идет не столько о реальном
освобождении, только о самоутверждении человека, все более и более широком, но
никогда не находящем своего завершения. Действительно, бели бы один-единственный
раз свершилась подлинная революция, истории уже не было бы. Было бы блаженное
единство и угомонившаяся смерть. Вот почему все революционеры ставят себе
конечной целью единство мира и действуют так, как если бы верили в конец истории.
Своеобразие революции XX в. в том, что она впервые открыто стремится осуществить
давнюю мечту Анахарсиса Клоотса* о единстве человеческого рода и в то же время
об окончательном завершении истории. Если бунтарское движение исходило из
принципа "все или ничего", если метафизический бунт жаждал единства мира, то
революционное движение XX в., столкнувшись с самыми недвусмысленными
последствиями своей логики, с оружием в руках требует исторической тотальности.
И тогда под угрозой бессодержательности и упадка бунт вынужден стать
революционным. Для бунтаря речь уже не идет о самообожествлении, как это было у
Штирнера, или о спасении себя одного благодаря определенной позиции. Речь идет о
том, чтобы, как Ницше, обожествить род человеческий и принять идеал
сверхчеловека, с тем чтобы обеспечить спасение всех, как того желал Иван
Карамазов...