Автор четырехтомного социологического исследования "Лондонские
трудящиеся и лондонские бедняки" (1861-1862).
...женщина, которая родилась в 1883 году... - По сообщению автора, это
миссис Лорна Хинан, чьи воспоминания помещены в томе "Гардианы", вышедшем в
1967 г., когда она была еще жива.
"Толпаддльские мученики" - шестеро сельскохозяйственных рабочих из
селения Толпаддль, высланных из Англии в 1834 г. за организацию профсоюза.
Джеймс Фрэзер (1818-1885) - епископ манчестерский, участник многих
общественных движений своего времени, в 1867 г. составил для комиссии,
изучавшей детский труд в сельском хозяйстве, доклад о положении в
юго-восточной Англии.
Шкатулка Пандоры - в классической мифологии вместилище всех
человеческих бед, дар, чреватый несчастьями.
Эдмунд Уильям Госсе (1849-1928) - английский критик и историк
литературы, сын известного зоолога.
Потомки царя Атрея (Атриды) - Агамемнон и Менелай, в древнегреческой
мифологии сыновья микенского царя Атрея. В наказание за многочисленные
грехи, преступления Атрея и его отца Пелопса (убийства, кровосмешения,
например, Атрей, сам того не зная, женился на своей племяннице и т. п.) боги
обрекли на бедствия весь их род. После того как Атрей был убит, Атридов
изгнали из Микен.
Здесь не место заниматься... расследованием тайны... - В гл. 35 речь
идет о действительном эпизоде из биографии Томаса Гарди - его любви к
Трифене Гейл (урожд. Спаркс, 1851-1890).
Эгдонская пустошь - место действия романа Т. Гарди "Возвращение на
родину" (1878) - символ неизменной и вечной природы.
Сью Брайдхед - героиня романа Т. Гарди "Джуд Незаметный" (1896),
Тэсс-героиня его романа "Тэсс из рода Д'Эрбервиллей" (1891).
"...о огонь пожирал ее волосы..." - цитата из стихотворения Т. Гарди
"Фотография". Герой сжигает в камине портрет женщины, когда-то им любимой:
Тут я, вскрикнув от боли, глаза поскорее отвел;
Я боялся смотреть - и украдкой не мог не взглянуть:
Не последний укор, не укол,
Но печаль о несбывшемся я в ее взоре прочел -
А огонь пожирал ее волосы, губы и грудь.
(Перевод И. Комаровой)
Георгианский стиль - стиль архитектуры и мебели, сложившийся в Англии в
период царствования четырех королей Георгов (1714-1830).
... Шалаболка Верка, тайком, под подолом, отнесла ему бутылку
водки и патронов. Долго была там с ним.. Вышла и объявила гордо:
-- Не выйдет к вам!
Спирька стрелял в окошечко и пел:
Врагу не сдается наш гордый "Варяг",
Пощады никто не желает!
-- Спирька, каждый твой выстрел -- лишний год! -- кричали ему.
-- Считайте -- сколько?! -- отвечал Спирька. И из окошечка брызгал
стремительный длинный огонь, гремело. Потом он протрезвился, смертельно
захотел спать... Выкинул ружье и вышел.
Пять лет "пыхтел".
Пришел -- такой же размашисто-красивый, дерзкий и такой же неожиданно
добрый. Добротой своей он поражал, как и красотой. Мог снять с себя
последнюю рубаху и отдать -- если кому нужна. Мог в свой выходной поехать в
лес, до вечера пластаться там, а к ночи привезти машину дров каким-нибудь
одиноким старикам. Привезет, сгрузит, зайдет в избу.
-- Да чего бы тебе, Спиренька, андел ты наш?.. Чего бы тебе за это? --
суетятся старики.
-- Стакан водяры. -- И смотрит с любопытством. -- Что, ничего я мужик.
Пришел Спирька из тюрьмы... Дружков -- никого, разъехались, "марухи"
замуж повыходили. Думали, уедет и он. Он не уехал. Малость погулял, отдал
деньги матери, пошел шоферить. Так жил Спирька.
В село Ясное приехали по весне два новых человека, учителя: Сергей
Юрьевич и Ирина Ивановна Зеленецкие -- муж и жена. Сергей Юрьевич -- учитель
физкультуры, Ирина Ивановна -- пения.
Сергей Юрьевич -- невысокий, мускулистый, широченный в плечах... Ходил
упружисто, легко прыгал, кувыркался; любо глядеть, как он серьезно, с
увлечением проделывал упражнения на турнике, на брусьях, на кольцах... У
него был необычайно широкий добрый рот, толстый, с нашлепкой нос и редкие,
очень белые, крупные зубы...